Апелляционное определение Пермского краевого суда от 13.01.2020 N 33-283/2020 по делу N 33-14627-2019 Категория: Споры с органами ФСИН России. Требования заявителя: О взыскании компенсации морального вреда. Обстоятельства: Истец считает, что при отбывании наказания в виде лишения свободы, где не в полной мере выполняются нормы действующего законодательства РФ при исполнении наказания, он был ограничен в праве на получение передачи и свидания. Решение: Отказано.
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2020 г. N 33-283/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: …
при секретаре Б., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 13 января 2020 года дело по апелляционной жалобе Г. на решение Ленинского районного суда города Перми от 16 октября 2019 года, которым постановлено - "В удовлетворении исковых требований Г. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства РФ по Пермскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда, отказать".
Заслушав доклад судьи Х.В.С., пояснения истца Г., представителя ответчиков К., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства РФ по Пермскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Соликамского городского суда Пермского края от 14.01.2019 удовлетворено его ходатайство об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания. 17.06.2017 он прибыл в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы, где не в полной мере выполняются нормы действующего законодательства РФ при исполнении наказания - он был ограничен в праве на получение передачи и свидания. 19.07.2017 в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю приехал его брат Г1., попытался получить длительное свидание (на 3 часа) и сделать две продуктовые передачи. В получении свидания и продуктовых передач было отказано по причине использования их при нахождении в ИК-**, в связи с чем передачи и свидания разрешены на основании приказов о поощрении, изданных в ФКУ ИК-** УФСИН России по Нижегородской области, чем ему причинен моральный вред.
Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе, приводит доводы о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности, у всех вновь прибывших и отсутствующих в ИУ осужденных нет разделения по процессуальному статусу, все распределяются в карантинное отделение, и у всех вновь прибывших осужденных возникает право по пунктам 73 и 95 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295. Право использования свиданий и передач сохраняется у осужденного, переведенного из одного исправительного учреждения в другое аналогичного режима содержания. Просит решение суда отменить, его требования удовлетворить в полном объеме.
На апелляционную жалобу поданы письменные возражения ответчиков, согласно которым они просят оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, заслушав пояснения истца, возражения представителя ответчиков, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, полагает, что решение суда соответствует нормам действующего законодательства и не подлежит отмене. При этом решение суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Г. отбывал наказание в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю в период с 17.06.2017 по 25.01.2019, освобожден по постановлению Соликамского городского суда Пермского края от 14.01.2019 условно-досрочно на неотбытый срок 3 года 5 дней.
Согласно справке от 12.03.2019, выданной заместителем начальника отдела безопасности ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, по карточке учета свиданий, выдачи передач и бандеролей в период с 19.07.2017 до освобождения истцу предоставлялись в 2017 году: 03.03.2017 длительное свидание с Б1., 19.05.2017 длительное свидание с Б1.., 19.07.2017 длительное свидание с Г1., 14.01.2017 передача от В., 16.02.2017 - бандероль от Г2., 25.04.2017 посылка от Д., 20.05.2017 передача от Б2., 19.07.2017 передача от Г1., 19.07.2017 - передача от Г1., 27.07.2017 передача от К., 10.08.2017 - бандероль от ФКУ ИК-**, 12.08.2017 - передача от Д. 18.02.2019 истец обратился в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю с обращением о незаконном ограничении в получении передачи и свиданий.
Письмом от 05.03.2019 ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю обращение Г. рассмотрено, разъяснено, что передачи истцу были разрешены на основании приказов о поощрении, изданных в ФКУ ИК-** УФСИН России по Нижегородской области, поскольку права на получение передач 19.07.2017 в соответствии с требованиями Правил и Уголовно-исполнительного кодекса РФ у истца как лица, на которого не распространяются положения п. 73 приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", при прибытии в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю не имелось.
Не согласившись с данным ответом, Г. обратился в Березниковскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Письмом прокурора Березниковской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 09.04.2019 Г. сообщено, что в ходе проверки нарушений действующего законодательства в действиях администрации ФКУ ИК-** не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
С данными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут в силу следующего.
Учитывая, что в спорный период истец отбывал наказание в виде лишения свободы, то его правовое положение было регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295.
В частности, из положений части 1 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, разрешается иметь три длительных свидания в течение года, получать четыре посылки и четыре бандероли в течение года.
Согласно ч. 1 ст. 90 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества; мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 73 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (Далее - Правила), воспользоваться правом на предоставление свидания осужденный может сразу же после распределения из карантинного отделения в отряд (для тюрем - общую камеру), независимо от того, имел ли он предыдущее свидание в местах содержания под стражей. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид первого определяет осужденный, при этом длительное свидание предоставляется в порядке общей очереди. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год. При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность предоставления свиданий исчисляется от даты предоставления последнего в предыдущих условиях отбывания наказания.
Согласно п. 95 Правил, посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в ИУ. При их поступлении в адрес лиц, не имеющих на то права, а также освобожденных либо умерших, возвращаются отправителям наложенным платежом с указанием причин возврата. Посылки и бандероли, адресованные осужденным, переведенным в другие ИУ, пересылаются по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю истец прибыл из ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Нижегородской области (исправительной колонии особого режима), в соответствии с постановлением Семеновского районного суда Нижегородской области от 14.04.2017.
Установив, что истец был переведен для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК - ** в порядке изменения вида исправительного учреждения с особого на строгий, то есть в соответствии с требованиями п. "б" ч. 2 ст. 78 УИК РФ, а не после вынесения судом приговора, суд правомерно указал, что положения п. п. 73, 95 Правил на Г. не распространялись, следовательно, действия сотрудников ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю в части предоставления истцу свидания и передачи 19.07.2017 на основании приказов о поощрении, изданных в ФКУ ИК-** УФСИН России по Нижегородской области, в связи с исчерпанием лимита положенности, являются правомерными.
Судом правомерно отмечено, что поскольку не установлена противоправность действий сотрудников ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, не представлены доказательства причинения истцу вреда действиями ответчиков, наличия вины ответчиков в причинении ему нравственных страданий и причинной связи между действиями ответчиков и претерпеванием истцом физических и нравственных страданий, оснований для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда не имеется. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из того, что права истца в данном случае не нарушены, ему фактически предоставлены длительное свидание и две передачи 19.07.2017 года после перевода в ФКУ ИК - **, основание предоставления длительного свидания и передач в данном случае правового значения не имеет.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных требований судом установлены, судебная коллегия соглашается с выводом суда о соблюдении ответчиками требований действующего законодательства при предоставлении истцу длительных свиданий и передач. Указанный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным судебной коллегией не установлено.
Других доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. оставить без удовлетворения.
Вернуться назад