В настоящее время необходимость создания криминалистических методик поддержания государственным обвинителям практически не оспаривается.
Настоящая работа есть попытка создания системы тактико-криминалистических рекомендаций прокурорам, поддерживающим государственное обвинение при рассмотрении уголовных дел судом в особом порядке (гл. 40 УПК РФ). В основе создания системы таких рекомендаций должны лежать, помимо общих (законность, этичность и пр.), и некоторые иные критерии (принципы): 1) при разработке и внедрении криминалистических рекомендаций для государственного обвинителя следует учитывать особенности деятельности субъектов уголовного преследования на досудебных стадиях; 2) выявление и предупреждение вероятных ошибок/нарушений закона, которые могли быть допущены при расследовании, а также могут иметь место при поддержании государственного обвинения; 3) ориентация на обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений; 4) ориентация на интересы представителей стороны обвинения.
На основе анализа норм гл. 40 УПК РФ, практики их реализации, мнений авторов представляется возможным обратить внимание на то, что следует различать основания (условия): назначения уголовного дела к рассмотрению судом в особом порядке; рассмотрения уголовного дела судом в особом порядке; постановления приговора по итогам рассмотрения дела судом в особом порядке.
По мнению ряда практических работников и ученых, кризис расследования и судебного разбирательства во многом обусловлен широким внедрением компромиссных форм уголовного судопроизводства. При расследовании по уголовным делам с перспективой рассмотрения судом в особом порядке (рассматриваемым судом в порядке гл. 40 УПК РФ) могут иметь место негативные факторы заинтересованности должностных лиц (следователя (дознавателя), работников прокуратуры, судей) в проведении судебного разбирательства по правилам гл. 40 УПК РФ. К таким факторам может относиться заинтересованность в укрытии нарушений закона, неполнота, необъективность расследования (судебного разбирательства), недоказанность обвинения при согласии обвиняемого с ним (если таковое допущено), нарушение процессуального режима и т.п. Эти негативные факторы не только аморальны, но в определенных случаях указывают на признаки служебного преступления. С учетом этого государственному обвинителю следует: уделять более пристальное внимание изучению уголовных дел, назначенных к рассмотрению судом в особом порядке (поддержанию по ним государственного обвинения), бескомпромиссно пресекать любые нарушения закона, в особенности те, что нарушают права и законные интересы обвиняемого, а также лица, потерпевшего от преступления (при его участии в уголовном деле); при наличии к тому оснований ходатайствовать о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении уголовного дела для рассмотрения в общем порядке.
Следует полагать, что эффективно предупреждать эти негативные факторы можно путем создания и внедрения криминалистических рекомендаций. В числе наиболее перспективных направлений создания таких рекомендаций следуют те, что позволят оптимизировать:
- работу должностных лиц с потерпевшим, гражданским истцом, лицом, подвергающимся уголовному преследованию, другими участниками уголовного судопроизводства, в первую очередь такими как свидетели, эксперты, специалисты;
- взаимодействие между следователями, сотрудниками оперативных подразделений, прокурорскими работниками;
- взаимодействие представителей стороны обвинения и защиты.
Прокурору при подготовке к поддержанию государственного обвинения рекомендуется тщательно изучать материалы уголовного дела с перспективой рассмотрения судом в порядке гл. 40 УПК РФ. Оптимизировать такую деятельность позволит предложенный в настоящей монографии алгоритм выявления наличия/отсутствия ошибок/нарушений закона. Несмотря на то что перечисленные ниже ошибки/нарушения допускаются и по уголовным делам, которые в последующем рассматриваются в общем порядке, по делам с перспективой рассмотрения судом в особом порядке, вероятность наличия таких ошибок существенно выше.
Автором предложены рекомендации о том, когда целесообразно давать согласие на рассмотрение уголовного дела судом в особом порядке (гл. 40 УПК РФ) либо не давать такого согласия. Изложены типичные ситуации возвращения уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ и алгоритмы деятельности государственных обвинителей в таких ситуациях.
На основе анализа судебной практики, научной литературы рассмотрены особенности подготовки работников прокуратуры к поддержанию государственного обвинения в особом порядке принятия судебного решения и участию в судебных заседаниях. Приводится система тактико-криминалистических рекомендаций, призванных оптимизировать деятельность прокуроров, участвующих в рассмотрении уголовных дел, судом в порядке гл. 40 УПК РФ. Рассматриваются правила назначения наказания при постановлении обвинительных приговоров.
Проанализированы наиболее типичные основания для принятия названных решений (в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ, ст. 28 УПК РФ); примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ); назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ, ст. 25.1 УПК РФ); в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (ст. 78 УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)), и допускаемые при этом ошибки.
Как показал анализ судебной практики, обвинительный приговор, постановленный в особом порядке, может быть отменен. Для того чтобы добиться такого решения, заявители в апелляционных жалобах/представлениях в обоснование своих доводов не ссылаются на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, а обжалуют итоговое судебное решение по другому основанию - в связи с существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона.
Защита прав и законных интересов потерпевших по уголовным делам, рассматриваемым судом в особом порядке, должна быть важным, неотъемлемым направлением приложения усилий работников прокуратуры. Системное разъяснение особенностей рассмотрения дела судом в особом порядке, в отличие от простого изложения прав и обязанностей потерпевшего, позволит сформировать у этого участника процесса более четкое представление об особенностях их реализации при рассмотрении дела судом в порядке гл. 40 УПК РФ. Именно поэтому нами разработан документ непроцессуального характера - памятка потерпевшему об особенностях рассмотрения уголовного дела в особом порядке (гл. 40 УПК РФ). Изложим ее содержание на страницах данной работы.
По уголовным делам, по которым у потерпевшего возникает право заявить гражданский иск, характерно наличие ряда типичных ситуаций: 1. Лицо, имеющее право заявить гражданский иск, им не воспользовалось. Имеют место и разновидности этой ситуации: а) право заявить гражданский иск потерпевшему ранее не разъяснялось; б) потерпевший осознанно и добровольно отказывается от права заявить гражданский иск (из чувства жалости, сочувствия к обвиняемому (его близким); по причине родственных, дружеских отношений с этим(и) лицом(ами) и т.п.); в) потерпевший осознанно и добровольно отказывается от права заявить гражданский иск в связи с полным (частичным) возмещением вреда, причиненного в результате совершения преступления (обещанием возместить такой вред) обвиняемым (по его поручению, с его согласия иными лицами). 2. Обоснованность требований гражданского истца вызывает сомнения. Разновидности этой ситуации: а) потерпевший в гражданском иске, несмотря на наличие к тому оснований, не заявил все из возможных требований; б) гражданский истец заявляет заниженные требования о компенсации (возмещении) характера/размера вреда, причиненного преступлением, по причине неверного его установления органами предварительного расследования; в) потерпевший необоснованно завышает размер гражданского иска. Проанализированы особенности названных типичных ситуаций и их разновидностей, предложены алгоритмы действий государственному обвинителю для их разрешения.
Обозначенные выше ситуации типичны и в общем порядке судебного разбирательства. Однако именно по уголовным делам, которые рассматривались в порядке гл. 40 УПК РФ, вероятность их возникновения значительно выше. Неразрешение названных ситуаций приводит к нарушениям прав и законных интересов непрофессиональных участников уголовного судопроизводства (в том числе неустранимым в дальнейшем), а также может повлечь отмену судебного решения, принятого по итогам рассмотрения уголовного дела судом.
Представляется, что названные системы тактико- и методико-криминалистических рекомендаций должны найти отражение в соответствующих (третьем и четвертом согласно традиционно принятой структуре) разделах науки криминалистики. Кроме того, системы обозначенных рекомендаций необходимо учитывать при разработке единых <187>, полноструктурных <188> криминалистических методик.
--------------------------------
<187> См., например: Вдовин А.Н. Особенности методики расследования и поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов (по материалам приграничных регионов Сибирского федерального округа): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2015; Латыпова К.С. Особенности методики расследования и поддержания государственного обвинения по уголовным делам о нарушениях Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, связанных с наездами на пешеходов: Дис. ... канд. юрид. наук. Улан-Удэ, 2017 и др.
<188> См., например: Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1985. С. 162; Гармаев Ю.П., Лубин А.Ф. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2006. С. 162.
Вернуться назад