Комментарий к статье 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Недопустимость разглашения данных предварительного расследования).
К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Постатейный)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
РАЗДЕЛ VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
ГЛАВА 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 161 УПК РФ. НЕДОПУСТИМОСТЬ РАЗГЛАШЕНИЯ ДАННЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
1. Предварительное расследование уголовных дел и тем более судебное рассмотрение не являются секретной деятельностью, если, конечно, само содержание уголовного дела не связано со сведениями, составляющими государственную тайну. Тем не менее расследование уголовного дела производится в закрытом режиме; разглашение данных, сосредоточенных в уголовном деле, по общему правилу недопустимо, потому что их распространение способно причинить непоправимый ущерб делу, помешать расследованию, создать условия для фальсификации доказательств, угроз свидетелям обвинения, сокрытия имущества и документов и, наконец, для уклонения виновных от следствия и суда.
2. Охраняя "следственную тайну", комментируемая статья допускает предание гласности данных предварительного следствия лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в определенном объеме, причем при условии, что разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. А при необходимости любой из участников предварительного расследования может быть предупрежден под расписку о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и о том, что нарушившее такую расписку лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.
3. Ставшие известными в ходе уголовно-процессуального доказывания данные о частной жизни участников уголовного предварительного расследования, в том числе и обвиняемого, могут быть сообщены третьим лицам или средствам массовой информации только в исключительных случаях и только с согласия того лица, которого они касаются. Это правило является одним из проявлений принципа уважения чести и достоинства личности (см. статью 9 УПК и комментарий к ней).
4. Пунктом 3 части четвертой комментируемой статьи специально установлена допустимость разглашения данных предварительного расследования, "оглашенных в открытом судебном заседании". Необходимость в таком законоположении продиктована практикой. Известен случай, когда за разглашение данных предварительного расследования был осужден адвокат - защитник обвиняемого, который в своей профессиональной деятельности использовал сведения, озвученные в заседании суда, состоявшегося по вопросу о мере пресечения в отношении его подзащитного, следователем, участвовавшим в данном заседании в процедуре, предписанной статьей 125 УПК (Бюллетень Верховного Суда РФ. N 8. С. 40 - 41). Теперь такие курьезы невозможны. Но и полного решения проблемы соотношения гласности и "следственной тайны" пока не существует, потому что остаются открытыми двери судебных заседаний, которые проходят в процедуре процессуального контроля за деятельностью органов расследования (статьи 125 и 165 УПК), где без особо тщательной протокольной подготовки в обсуждение вбрасываются и открыто обсуждаются и оглашаются данные, о которых до поры до времени не следует знать ни защите, ни тем более публике (об основаниях применения меры пресечения, о производстве следственных действий негласного характера, о добытых оперативно-розыскным путем данных и способах их гласной, процессуальной проверки и др.). Словом, необходимость открытых заседаний суда, осуществляющего "рабочий" процессуальный контроль за следствием, - проблемна.
Вернуться назад