Комментарий к статье 163 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Производство предварительного следствия следственной группой).
К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Постатейный)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
РАЗДЕЛ VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
ГЛАВА 22. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 163 УПК РФ. ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППОЙ
1. По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которую иногда именуют следственной бригадой.
2. Следственная группа создается постановлением руководителя следственного органа. Любое произвольное изменение состава следственной группы, в частности принятие к своему производству уголовного дела должностным лицом, которому руководство группой не поручено постановлением о ее создании (или отдельным постановлением), влечет признание недопустимыми доказательств, полученных в результате расследования (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 18).
3. Из содержания пунктов 3 и 4 комментируемой статьи явствует, что руководитель следственной группы лично принимает все принципиальные решения по уголовному делу, и поэтому именно он, бригадир, несет ответственность за судьбу уголовного дела и обоснованность уголовного преследования.
4. Согласно пункту 2 комментируемой статьи к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иначе говоря, оперативные работники федеральных органов безопасности, полиции и других. Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. Их деятельность основывается на богатом опыте прошлого. Основная задача оперативных работников, входящих в такие группы, - добывание оперативно-розыскной разведывательной информации, поддающейся проверке следственным путем. Такая форма взаимодействия следователя с оперативными работниками проста и удобна. Там, где предварительное следствие вмонтировано в структуру органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, она кажется естественной и не требующей размышлений. Однако в статье 38 УПК, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Поэтому об отношениях власти и подчинения между следователем и оперативным работником речи быть не может. Правом производства процессуальных действий по своей инициативе, без следственного поручения оперативный работник не наделен. В сложных ситуациях с трудно предсказуемым развитием событий, особенно когда при производстве планируемого следственного действия (задержание, обыск, выемка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте) не исключается сопротивление, а то и боестолкновение, его организация, решение вопросов силовой поддержки, инструктаж участников и распоряжение об участии определенных сотрудников в оперативном сопровождении следственного мероприятия должны быть в обязательном порядке подняты на уровень руководящего должностного лица криминальной полиции, в чьей компетенции находится руководство оперативно-розыскной деятельностью в данном органе дознания, с обязательным участием следователя. Иначе в случае беды (безвозвратные потери, ранение оперативных сотрудников или, наоборот, гибель от их рук невиновных людей, утрата имущества и т.д.) - налицо основание для возбуждения уголовного дела о должностном преступлении.
Вернуться назад