Апелляционное определение Московского городского суда от 20.05.2019 по делу N 33-22545/2019 Требование: О признании недействительным решения и обязании заключить соглашение. Обстоятельства: Истец указал, что он обратился к ответчику с просьбой заключить соглашение о взаимодействии, поскольку организация более 20 лет занимается нравственно-воспитательным и духовным трудом в исправительном учреждении через местные религиозные организации, большое число заключенных благодаря работе истца изменило свою жизнь, встало на путь исправления. Однако ответчик сообщил, что положительного решения по вопросу не принято. Решение: В удовлетворении требования отказано.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2019 г. по делу N 33-22545/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе …
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Централизованной религиозной организации Ассамблеи Бога христиан веры евангельской пятидесятников по доверенности А.Н.Б. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Централизованной религиозной организации Ассамблеи Бога Христиан веры евангельской пятидесятников к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о признании недействительным решения и обязании заключить соглашение - отказать в полном объеме,
установила:
Истец ЦРО Ассамблеи Бога Христиан веры евангельской пятидесятников обратился с иском о признании недействительным решения ФСИН России об отказе в заключении соглашения о взаимодействии и обязании заключить указанное соглашение, ссылаясь на то, что истец письмом от 27.03.2017 года обратился к ответчику с просьбой заключить соглашение о взаимодействии в соответствии со ст. 14 УИК РФ, поскольку указанная организация более 20 лет занимается нравственно-воспитательным и духовным трудом в ИУ через местные религиозные организации, в том числе в г. Астрахани и Астраханской области. сотни заключенных, благодаря работе истца, изменили свою жизнь, встали на путь исправления. Однако письмом от 20.04.2017 года ответчик сообщил, что положительного решения по данному вопросу не принято. Полагая, что ответчик не может уклониться от заключения соглашения о взаимодействии и своим отказом нарушает закон, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд постановил вышеуказанное решение, которое представитель истца по доверенности Агабекян Н.Б. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, выводы суда противоречат материалам дела.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В соответствии с положениями части 4.1 статьи 14 УИК РФ в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии.
Под соглашением следует понимать согласие двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом заключение соглашение не является обязательным для стороны.
Содержание части 4.1 статьи 14 УИК не предусматривает прямой обязанности ФСИН России к заключению соглашения с централизованными религиозными организациями.
Из материалов дела следует, что истец письмом от 27.03.2017 года обратился к ФСИН России по вопросу заключения соглашения о взаимодействии в соответствии со ст. 14 УИК РФ, ссылаясь на то, что ЦРО Ассамблеи Бога Христиан веры евангельской пятидесятников более 20 лет занимается нравственно-воспитательным и духовным трудом в ИУ через местные религиозные организации, в том числе в г. Астрахани и Астраханской области. За это время благодаря труду священнослужителей сотни заключенных, изменили свою жизнь, встали на путь исправления.
Указанное обращение рассмотрено и письмом от 20.04.2017 года ФСИН РФ сообщил, что положительного решения по данному вопросу не принято.
Отказывая в удовлетворении иска, суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, пришел к выводу о том, что положения ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ не содержат прямой обязанности службы исполнения наказаний для заключения соглашений о взаимодействии с централизованными религиозными организациями, отсутствие соглашения с конкретной религиозной организацией (объединением) не может быть препятствием для реализации осужденными права на свободу вероисповедания. Под соглашением следует понимать согласие двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом, заключение соглашение не является обязательным для стороны.
При принятии решения судом также был учтен представленный ответчиком анализ конфессионального состава осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Согласно полученным сведениям количество осужденных, отбывающих наказание в ИУ, причисляющих себя к христианам веры евангельской пятидесятникам, в процентном соотношении от общего числа осужденных составляет 0,09%.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, основанными на правильно установленных судом обстоятельствах дела, исследованных судом доказательствах и при верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, мотивировав их в достаточной мере.
В соответствии со ст. 14 УИК РФ осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.
Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.
Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.
Исходя из положений указанной статьи УИК, гарантированные осужденным свобода совести и свобода вероисповедания обеспечиваются путем осуществления указанных выше мероприятий по месту отбывания наказания.
При поступлении от осужденного соответствующего заявления к руководству исправительного учреждения с просьбой о встрече со священнослужителем, представляющим зарегистрированную в установленном порядке централизованную религиозную организацию, администрация ИУ обеспечивает организацию указанной встречи.
Обязанность организации встречи с представителем религиозной организации по заявлению осужденного, а также организации взаимодействия со всеми зарегистрированными в установленном порядке религиозным организациями и объединениями, представленными в регионе, возложена на помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны ФСИН России не было совершено неправомерных действий (бездействия), которыми бы нарушались права Централизованной религиозной организации Ассамблеи Бога Христиан веры евангельской пятидесятников, обжалуемым решением ФСИН России права указанной религиозной организации не нарушались, препятствия у осуществлению ее прав не создавались, какая-либо обязанность не возлагалась. Истцом не приведено правовых оснований для понуждения ФСИН России к заключению соглашения о взаимодействии.
Проверив материалы настоящего дела, судебная коллегия, полагает, что доводы жалобы истца не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм материального права, по существу повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, которая была предметом исследования суда первой инстанции. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуться назад