Адвокат по уголовным делам

Важность услуг адвоката сложно переоценить, ведь иногда профессиональная юридическая помощь требуется не только лицам, совершившим противоправное деяние, но и добропорядочным гражданам, попавшим в непростую жизненную ситуацию.

+7 (929) 650-00-00

Постановление Президиума Курганского областного суда от 22.07.2019 N 44У-43/2019

Постановление Президиума Курганского областного суда от 22.07.2019 N 44У-43/2019 Приговор: Ст. 314 УК РФ (уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера). Постановление: Приговор отменен, уголовное дело прекращено, признано право на реабилитацию.

ПРЕЗИДИУМ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2019 г. N 44У-43/2019

Президиум Курганского областного суда в составе …

рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе осужденного И. о пересмотре приговора мирового судьи судебного участка N 18 Мокроусовского судебного района Курганской области от 29 ноября 2018 г. и апелляционного постановления Мокроусовского районного суда Курганской области от 9 января 2019 г.

По приговору мирового судьи судебного участка N 18 Мокроусовского судебного района Курганской области от 29 ноября 2018 г.

И., родившийся <...>, судимый 9 февраля 2017 г. по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 1 год, освобожденный условно-досрочно 3 июля 2018 г. по постановлению судьи от 20 июня 2018 г. на неотбытый срок 1 год 3 месяца 24 дня, неотбытое дополнительное наказание в виде ограничения свободы составило 6 месяцев 5 дней,

осужден по ч. 1 ст. 314 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы.

На основании п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по приговору от 9 февраля 2017 г.

В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части основного наказания по приговору от 9 февраля 2017 г. назначено 1 год 8 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

На основании ч. 4 ст. 69 УК РФ путем полного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части дополнительного наказания по приговору от 9 февраля 2017 г. окончательно назначено 1 год 8 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 6 месяцев 5 дней с установлением ограничений и возложением обязанности в соответствии со ст. 53 УК РФ.

Апелляционным постановлением Мокроусовского районного суда Курганской области от 9 января 2019 г. приговор изменен, исключено указание о наличии у И. судимости по приговору от 20 апреля 2016 г.

Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Л.Е.И., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и основания ее передачи вместе с уголовным делом для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции, выступление первого заместителя прокурора Курганской области С.О.В., президиум

установил:

по приговору мирового судьи И. признан виновным в злостном уклонении от отбывания наказания, будучи осужденным к ограничению свободы.

Преступление совершено <...> при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный И. просит отменить приговор и апелляционное постановление ввиду отсутствия в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ. При этом указывает, что вывод о его виновности сделан без учета причин несвоевременности его явки для постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию с опозданием всего на один день.

Проверив материалы уголовного дела, президиум приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и указано в приговоре, И. злостно уклонился от отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы, назначенного по приговору Мокроусовского районного суда Курганской области от 9 февраля 2017 г., что выразилось в неприбытии в срок не позднее 5 июля 2018 г. без уважительных причин после освобождения 3 июля 2018 г. из мест лишения свободы условно-досрочно от отбывания основного наказания в распоряжение филиала по <...> УИИ УФСИН России по Курганской области.

Наличие у И. умысла на злостное уклонение от отбывания наказания суд мотивировал тем, что осужденному было достоверно известно о сроке и месте постановки на учет, наличием денежных средств, отсутствием уважительных причин неявки и непринятием им достаточных мер для явки с 3 по 5 июля 2018 г. в уголовно-исполнительную инспекцию.

Действия И. в приговоре квалифицированы по ч. 1 ст. 314 УК РФ, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

Согласно п. "г" ч. 4 ст. 58 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ, характеризуется прямым умыслом, когда виновный сознательно уклоняется от отбывания ограничения свободы без уважительной причины и желает этого.

Из материалов уголовного дела следует, что 3 июля 2018 г. при освобождении И. из исправительной колонии - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области, расположенного в с. Иковка Кетовского района Курганской области, ему было вручено предписание с указанием срока явки для постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию в с<...> не позднее 5 июля 2018 г. (л.д. 12).

Согласно показаниям И. вечером 3 июля 2018 г. он освободился из исправительной колонии, при этом опоздал на автобус. Домой <...> добрался лишь на следующий день, лег спать. Поскольку общественный транспорт в <...> не ходит, утром 5 июля 2018 г. вышел на дорогу, чтобы найти попутную машину и доехать до <...> в уголовно-исполнительную инспекцию. Однако, простояв несколько часов, он так и не смог выехать. В этот же день он встретил участкового уполномоченного Ш., которому рассказал, что не смог уехать в уголовно-исполнительную инспекцию.

Из показаний свидетеля Ш. следует, что 5 июля 2018 г. в послеобеденное время в с<...> он встретил И., который пояснил, что с утра длительное время пытался остановить автомобиль с целью выехать в <...> в уголовно-исполнительную инспекцию. Выехать из <...> на попутном транспорте возможно только до обеда.

По показаниям свидетеля Б., 6 июля 2018 г. в уголовно-исполнительную инспекцию прибыл осужденный И., который пояснил, что после освобождения домой он добрался 4 июля 2018 г., а утром 5 июля 2018 г. пытался остановить попутную машину, чтобы доехать в <...>, однако ему это не удалось и после обеда он пошел домой.

Согласно сведениям, представленным главой администрации <...> по запросу суда кассационной инстанции, маршруты <...> и <...> в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок <...> по состоянию на июль 2018 г. не зарегистрировано.

Таким образом, доказательства того, что И. не желал отбывать наказание в виде ограничения свободы и умышленно уклонился от его отбывания в целом или в течение определенного срока, в обжалуемых судебных решениях не приведены.

При наличии доказательств принятия осужденным действенных мер к прибытию для постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию в срок, установленный в предписании, выданном при освобождении из исправительной колонии, нарушение им этого срока на 1 день по причинам, которые нельзя отнести к неуважительным, не является злостным уклонением от отбывания наказания и не образует состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ.

При таких обстоятельствах приговор и апелляционное постановление в отношении И., постановленные с существенным и повлиявшим на исход дела нарушением уголовного закона, подлежат отмене, а уголовное дело - прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, президиум

постановил:

отменить приговор мирового судьи судебного участка N 18 Мокроусовского судебного района Курганской области от 29 ноября 2018 г. и апелляционное постановление Мокроусовского районного суда Курганской области от 9 января 2019 г. в отношении И.

Уголовное дело в отношении И. прекратить за отсутствием в деянии состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Признать за И. право на реабилитацию в порядке, установленном главой 18 УПК РФ.

И. освободить из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области по поступлении копии настоящего постановления.


Вернуться назад
Часть пятая УПК РФ. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

Часть 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Международное сотрудничество в сфере...

Подробнее
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2020 N 88а-13404/2020

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2020 N 88а-13404/2020...

Подробнее